Правовое обеспечение депозитарных операций коммерческих банков: состояние и проблемы. («Бизнес и Банки», №31 1999г.)  

Тема депозитарных операций коммерческих банков является достаточно актуальной в настоящее время, так как эта область банковской деятельности все еще остается неурегулированной в достаточной степени. Нет еще у нас в России четко сформулированного регламента работы депозитария банка, несмотря на большое, казалось бы, обилие нормативных документов, всевозможных положений и инструкций, затрагивающих конкретно эту сферу деятельности банка. Все еще остается много белых пятен, которые, как правило, регулирующие органы отдают на усмотрение самих коммерческих банков. С этим как раз и связано такое многообразие технологий осуществления депозитарной деятельности, разнящихся от банка к банку.
Прежде всего, нужно отметить, что с первых шагов начала оформления депозитарных отношений, как банки, так и их клиенты, с сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие типовой единой формы депозитарного договора (договора счета депо) и междепозитарного договора счета депо. Далее при открытии счета депо возникает вопрос о попечителе счета ( операторе, иначе говоря). Законодательство достаточно призрачно общими словами объясняет институт попечителя. При открытии счета депо депонентом в филиале депозитария (я напомню, что мы рассматриваем депозитарии кредитных организаций  коммерческих банков) возникают уже проблемы, проистекающие из отсутствия норм, относящихся к взаимодействию головного депозитария коммерческого банка и его филиалов по депозитарной деятельности. Центральный банк сделал всего лишь несколько оговорок по поводу возможных вариантов такого взаимодействия, кроме этого есть различия в условиях такого взаимодействия при обслуживании различных видов ценных бумаг, а связано это с тем, что условиями выпуска могут определяться головные депозитарии и субдепозитарии по каждому отдельному выпуску.
Однако, нужно отметить, что при имеющихся недостатках и недоработках в законодательстве, а также при большом количестве возникающих проблем при организации учета коммерческими банками, сама система учета позволяет в полной степени отразить все операции в депозитарии. Отчетность депозитариев коммерческих банков позволяет контролирующим органам осуществлять контроль за деятельностью каждого депозитария и не затрудняет выявление нарушений со стороны депозитариев, как в балансовом, так и во внебалансовом учете.
Если рассмотреть законодательную базу, являющуюся основой депозитарной деятельности и депозитарных операций коммерческих банков, то можно выявить непосредственно источники указанных проблем.

***
Депозитарная деятельность в документах регулирующих органов представлена по ссылке ниже.

***
В июле 1998 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №741 «О мерах по созданию Национальной депозитарной системы», которое положило начало формированию централизованной депозитарной системы, во главе которой должен будет стоять «Центральный депозитарий-Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка». Данное Постановление было принято во исполнении ранее изданных и утвержденных нормативных актов по обеспечению прав инвесторов и акционеров (Указ Президента РФ №662 от 3 июля 1995г. «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации» и Указа Президента РФ №1034 от 16 сентября 1997г. «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»). Согласно этому документу Центральный депозитарий играет роль глобальной информационной системы, аккумулирующей в себе все данные по обращающимся на рынке выпускам акций, эмитентам, а также фиксирует все права на ценные бумаги, ранее зафиксированные в низовых депозитариях. Позже было принято Положение о предоставлении Центральным депозитарием  Центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка  документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе. В Положении оговорен статус документов, выдаваемых Центральным депозитарием (т.е. не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации для подтверждения прав на ценные бумаги). Данный факт появления в России Центрального депозитария, пусть это пока просто информационная система, куда поступают данные о трансакциях от низовых субдепозитариев, на мой взгляд, уже является очень положительным в условиях нашей все еще переходной экономики и нестабильности для централизации и налаживания работы всей депозитарной системы. Это позволит снизить риски утраты и искажения информации на фондовом рынке. И в данном контексте уже можно говорить о наличие подобия учетной системы, в которой депозитарии коммерческих банков занимают достаточно большую нишу и обладают большим потенциалом для развития.
В целом нужно сказать, что документы регулирующих органов носят общий характер и не вносят конкретику, которая содержится только в документах Центрального Банка, поэтому во многих случаях депозитарии поступают на свой страх и риск, чтобы не потерять клиента. В данной ситуации повышается роль регламентации депозитарной деятельности во внутренних документах депозитария коммерческого банка.

***
Депозитарии коммерческих банков в России прошли только первый этап в своем развитии, этап становления, а впереди еще долгая работа по усовершенствованию их организационной и операционной структуры, депозитарных технологий. И здесь очень большое значение приобретает усовершенствование законодательной базы. А это в свою очередь в полной мере ложится на плечи регулирующих органов: Центрального Банка РФ и ФКЦБ.


Депозитарная деятельность в документах регулирующих органов
Если у Вас появились вопросы, напишите автору сайта



Используются технологии uCoz